Чудеса родного края - Чудеса архитектуры города Спасск-Рязанский
Четверг, 23.03.2017, 21:12Главная | Регистрация | Вход

Вход на сайт

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Чудеса архитектуры города Спасск-Рязанский

Дворец барона Сергея Павловича фон-Дервиза

     Поистине чудо архитектуры находится рядом с нами  в селе Кирицы - дворец барона Сергея Павловича фон-Дервиза. Село Кирицы расположено в живописной местности, которую называют Рязанской Швейцарией.
     Оно находятся на расстоянии 55 километров от Рязани и 20 км – от города Спасска, недалеко от впадения в Оку реки Прони.
     Сергей Павлович фон-Дервиз -  сын известного строителя Московско-Казанской железной дороги Павла Григорьевича фон-Дервиза - родился в 1865 году.  Окончил Московскую консерваторию, горячо поклонялся музам. Состоял почетным членом Императорского русского музыкального общества.  Окончив в 1892 году экстерном юридический факультет Императорского Московского университета, состоял в должности чиновника особых поручений при Министерстве юстиции. Уволен по прошению 13 февраля 1896 года.
     Он обладал многими титулами: Действительный статский советник, камергер Высочайшего Двора, член Императорского общества любителей естествознания, орнитологии и этнографии; почетный попечитель Рязанской мужской гимназии; почетный блюститель Мариинской женской гимназии; почетный смотритель Спасского городского трехклассного училища. Предводитель дворянства Спасского уезда (1900–1907). Избирался Почетным мировым судьей Спасского уезда в 1890, 1893, 1896, 1899 годах. Кавалер орденов: Св. Владимира 4 ст., Св. Анны 2 ст., Св. Станислава; имел иностранный орден и знак Offucier d, Academie. Член Рязанской ученой архивной комиссии с 5 марта 1889 года.
     Барон С.П. фон-Дервиз – крупный рязанский помещик и владелец богатейшего рудника «Инзер» на Урале – большую часть года жил в Петербурге и за границей, но каждое лето проводил в любимом своём имении Кирицы..
     На расположенном между речкой Кирицей и рекой Проней высоком плато, покрытом громадным лесопарком, раскинулась усадьба барона фон-Дервиза. Барский дом перестроен по проекту тогда ещё начинающего архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля. Позже он стал  фигурой номер один в русской архитектуре рубежа XIX-XX веков.  По-настоящему Федор Осипович становится знаменит  после осуществления проекта московского особняка для С.Т.Морозова (1893). С этого момента к нему в очередь выстроились банкиры, промышленники, представители родовой знати.
     Кроме дворца в усадьбу входили домовая церковь, конный двор, въездные ворота, висячие парковые мосты через овраги, гроты с настоящими кораллами, которые привозили со Средиземного моря, беседки, розарий, целая система прудов, огромный парк…
     За 1892 – 1907 годы сложился дворцово-парковый ансамбль, поражающий красотой архитектуры, но еще более – органичной связью ее с природой. В русской архитектуре раннее произведение Федора Шехтеля «Кирицкий замок» стоит у истоков стиля «модерн».
     Архитектура кирицкого дворца еще далека от модерна, к которому архитектор придет в процессе долгих исканий и опытов, это скорее русский неоромантизм, воспринятый через призму европейского средневековья.
     В замке по главному фасаду угадывается симметрия, но это только иллюзия. Тут же глаз улавливает несоответствие, и становится понятной игра, затеянная Шехтелем: он намеренно разбивает, гранит и усложняет архитектурные массы, насыщая их плавными линиями аркад и острыми вертикалями.
     Все здесь пронизано движением, сложно, витиевато, хотя и не перегружено, снабжено исключительно сочными деталями и мягкой экспрессией.
     Противоположный фасад, напротив, слабо разработан, скучен и прост, возможно, в этом повинны переделки советского времени.
     Ландшафтному окружению отведено громадное значение. Шехтель решает его неординарно, по-театральному пафосно. Каскад из каменных лестниц и подпорных стенок усиливает эмоциональное впечатление от архитектуры дома, но еще более ошеломляющим кажется арочный мост, устроенный в глубоком овраге в непосредственной близости от дома.
     Его арки, непомерно высокие, устремлены кирпичными опорами в бездну. При входе на виадук - белокаменные обелиски, грациозные по форме.
     Сохранилось далеко не всё, но и то, что осталось от былой роскоши, производит неизгладимое впечатление. Разрушается каменный мост через овраг, ведущий от дворца, по главной аллее парка, к «Красным воротам», что на выезде из парка к речке Кирице. На мосту остались четыре белокаменных обелиска, но давно отвинчены украшавшие их скульптуры.
     Висячий мост «Красные ворота» перекинут меж двумя башенками, замыкающими арку. Этот мост, являет собой и парковые ворота. Высокая, увенчанная шпилем башня, имеет винтовую лестницу, ведущую на мост и верхнюю площадку; к северной башне в былые времена примыкала сторожка.
    Дом-дворец поставлен фасадом к оврагу, к которому полукругом сбегают две монументальные лестницы и пандусы. Перед дворцом, у начала этих лестниц, когда-то стояли на высоких пъедесталах мощные бронзовые кентавры…Лестницы спускаются к обширной террасе с фонтаном в центре и тремя сообщающимися гротами из коралловых известняков. Отсюда широкая лестница спускается в партер, замыкаемый нижним гротом, сложенным из диких камней.
     По весьма известной в Рязани легенде, именно в Кирицах снимали в 1947 знаменитую «Золушку».  На этой лестнице она и потеряла свою туфельку. Еще ниже располагались пруды, где стояла мельница, и фруктовый сад.
     После волнений 1905–1907 годов Сергей Павлович продал имение и уехал в Италию.
     В прекрасном замке обосновался костно-туберкулезный детский санаторий. Странное, необъяснимое совпадение! Как известно, именно этим заболеванием страдали дети в семье Дервизов. Болезнь, передававшаяся по наследству и унесшая несколько жизней, стала трагедией рода, и кажется глубоко символичным, что в усадьбе теперь спасают детей от недуга, разбившего семейное счастье ее прежних владельцев.

Copyright MyCorp © 2017 | Бесплатный хостинг uCoz