Суббота, 18.11.2017, 04:03Главная | Регистрация | Вход

Вход на сайт

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Камышин в легендах и сказаниях

     Речка – матушка  Камышинка слышала о себе немало разных песен, легенд, сказаний. С времен хазар и половцев устье реки, её берега были бойким местом. Кого здесь только не было. Казачьи ватаги, отряды конных калмыков, беглые крестьяне, торговый люд, охранные полки.
     Слышал Камышин бряцание оружия разинцев и булавинцев, голос Петра Ι. Колокольным звоном и  хлебом солью встретил Емельяна Пугачева. Камышане приняли участие и в Отечественной войне 1812 года, защищали Родину в годы Великой Отечественной войны.
     Над городом шумели буйные ветры революции. В водовороте гражданской войны видел мундиры белой гвардии и свидетелем кровопролитных боев, расправ и казней.
     С тех пор прошло немало лет, но камышане помнят и хранят свою историю, которая нашла свое воплощение и в произведениях  Бориса Полевого, Василия Матушкина, Ивана Малохаткина и других авторов.
     « Следы веков минувших - их время не разрушит- хранят надежно горы Камышинские Уши….»
     Уши – уникальная летопись Земли. Их камни  кварцевого песчаника хранят отпечатки растений, которые жили на берегу древнего моря более  пятидесяти миллионов лет назад. Отпечатки листьев, принадлежащих  растениям — каштано-дубу русскому, литсее великолепной, калине гигантской, оксикарнии, девальквее. Среди них найден отпечаток растения, нигде более не встречаемый, получивший название – магнолия камышинская. Здесь в пластах крепкого песчаника также можно найти отпечатки листьев лавра, корни мангровых растений.
     Но речь пойдет не о геологической ценности гор, а о том откуда произошло название. О названии камышинских Ушей сложено немало легенд. Одна из них гласит о том, что в давние времена сюда стекались беглые люди, они держали на горах свои «уши» - караулы, которые вели сторожевые наблюдения и при случае сообщали о приближении опасности.
     Так ли это? Об этом горы молчат.  Но судя по историческим документам и записям опасностей было  в наших краях не мало.  Жили здесь хазары, которые появились  в ΙV веке и вели полукочевой  образ жизни. Разоряли пограничные земли Руси, перекрывали торговые пути в Среднюю Азию и на Кавказ. У камышинской   переволоки «русы» чаще всего подвергались нападению хазар.  В X веке князь Святослав отнял у хазар последних данников славян- вятичей и захватил город- крепость Саркел, который стал русским городом Белая Вежа, ныне который находится на дне цимлянского водохранилища.
     Пал Итиль. Шли века, сменялись эпохи. В наши степи хлынули печенеги, затем половцы, за ними конники Золотой Орды, воины турецкого султана Селима ΙΙ. Все они оставили свой след: насыпные курганы, затерянные в песках монеты и украшения, наконечники копий, осколки керамических изделий. Так, например, вблизи села Барановка Камышинского района было вскрыто захоронение знатного хазарского воина. Были найдены предметы быта, золотые ценные вещи, стрелы. С кем бился на наших полях воин? С дружинами вещего Олега, а может Игоря или Святослава?
     Шли годы, а край наш продолжал оставаться неспокойным.  Сюда нередко наведывались ногайцы, крымские и кубанские татары, а также казаки с Дона. Иван Грозный вынужден был в междуречье Дона и Волги поставить сторожевую станицу, казачьи разъезды которой разведывали степи, но спокойнее не стало.
     В 1580 году с Иловли в Камышинку волоком переправился со своей армией Ермак, отсюда он ушел покорять Сибирь. А в 1667 году этим же путем вышел к Волге Степан Разин и отправился вниз по реке.
     В 1668 году по указу царя Алексея Михайловича в устье Камышинки прибыли стрельцы. На левом берегу они ставят крепость, которая служит для отражения донских казаков. Возвращаясь с низовьев Волги Степан Разин спалил крепость.  Но вскоре она была отстроена заново.
Стеньки Разина по приказу
Загорелся легко и сразу
На планете, похоже, лишний
Городок небольшой- Камышин.
Ох, и жарко тогда там было!
До Царицына пламя било!
От седого, как вечность пепла
Даже Волга, казалось, слепла….
Усмехался злорадно Стенька:
- Разве город?! Так деревенька!
Пусть сгорит насовсем, дотла….
Но поднялся из пепла, встал,
но очнулся от спячки долгой,
распахнул этажи над Волгой,
пусть сожженный, но не сгоревший,
от забвения уцелевший,
на планете совсем не лишний,
городок небольшой Камышин!

     Так, о том страшном событии, написал наш современник Николай Белозубов.
     Итак, с 1668 года начинается летопись города Камышина. В 1692 году он был переименован в Дмитриевск, по приказу Петра Ι. Имя Петра навечно запечатлено на карте нашего края. Рядом с Камышином есть небольшой городок и имя ему Петров Вал.   Почему он так называется?  Давайте вспомним историю России. Во время царствования Петра Россия вела войну с Турцией за выход к морям Атлантического океана. Нужно было перебрасывать к Азову грузы, снаряды, припасы. Тогда то и вспомнили про Камышинку, которая служила местом для переброски легких судов с Волги на Дон. Петром овладела мысль: соединить две великие реки каналом и шлюзами через притоки Иловлю и Камышинку.
     В 1692 году царь отдает приказ об отправлении в устье Камышинки стрелецкого полка. Через год он присылает сюда князя Куракина, которому велит осмотреть местность, возвести волы, частоколы, башни и поставить город. Сам же появляется здесь в свой первый Азовский поход летом 1695 года и лично осматривает окрестности. Был  у Петра и второй поход в 1696 через Волжские земли, который увенчался победой.
     Между походами отдается приказ об отправке на Камышинку полка, который должен был обживать шлюзовое место в изгибе реки. Назвали  его  Петровск. Конечно же вы догадались, что названо оно было по имени царя.
     Итак , в 1697 году нашему городу было дано новое название Дмитриевск , так как в полку почитали и хранили икону святого великомученика Дмитрия Солунского. Который и сейчас охраняет наш город, возвышаясь на Привокзальной площади.  И в Дмитриевске и в Петровске правил один воевода.
     Работы по прокопу и сооружению шлюзов начались в 1698 году под руководством немецкого инженера Брекеля. Было прокопано около 4 километров канала и построен один шлюз. При  попытке пропустить через него воду он не выдержал.  Брекель, боясь гнева государя бежал. На его место был приглашен  английский  капитан, строитель шлюзов Джон Перри.  В 1699 году работа вновь закипела. Трудились солдаты, крестьяне.  Строительные материалы доставлялись по Волге. Стройка охранялась войсками. Солдаты оберегали строителей от нападений кочевых народов, казаков. Но в то время Россия переживала не лучшие времена, поражение в войне со Швецией отразилось и на жизни государства. Стройка была остановлена. Мечта Петра Ι так и не воплотилась в жизнь. И лишь в 20 веке был построен канал, соединяющий две Великие реки. Но о том первом канале сохранилась память, валы вдоль реки, рвы. Прошли столетия, но он сохранил соразмерность, гармонию линий земляных сооружений.  И не даром в 1942 году в его честь была названа железнодорожная станция, а ныне город Петров Вал.
     С именем  ещё одного выдающегося в истории человека связано имя нашего города – это Емельян Пугачев. В 1774 г. он подошел к Дмитриевску (так раньше назывался Камышин). Жители открыли пугачевцам ворота комендант и офицеры гарнизона были повешены в овраге, который до сих пор называется «Висельным». Есть  предание, что Пугачев при взятии Дмитриевска за неимением свинца и ядер стрелял из пушек в Крепость медными деньгами.
     Окутанные легкой дымкой, манят волжские дали. На вершину Уракова бугра взбирались всадники половцев и татаро-монгол. Его миновали дружины Киевского князя Святослава (965г)
     Немало страниц  своих исторических романов посвятил Уракову бугру советский писатель  Василий Григорьевич Ян. В своем историческом романе «Батый», в главе  «Колдун с Уракова бугра» решил поселить некоторых своих  литературных  героев в окрестностях горы Урака. По Яну, хан Батый со своим войском переправился через реку Итиль (Волгу). Ставку завоеватель организовал на Ураковой горе, где встретил половецкого колдуна Газука, жившего  в пещере под горой. Когда татарские войны вошли в пещеру, то увидели кожаные сундуки, набитые добром, и в два человеческих роста вытесанного из камня истукана, олицетворяющего духа владыки грома  Хоходай – Моргона.
      Подземелья сохранились до сих пор. Живописные уголки Поволжья украшают мысы трех бугров: Ураков, Степана Разина и Настин. Последний  олицетворяет имя женщины, которая разделяла  с мужчинами все тяготи походной жизни , участвовала в сражении. Крепко любила Настя Чернявого  Казака. В одном из сражений казак погиб. Настя не вынесла этой утраты и наложила на себя руки. С тех пор её душа не находит покоя, каждую ночь выходит на бугор и тихонько плачет. Эти звуки, напоминающие стоны, рождает ветер , когда прорывается в узкий овраг между буграми.

Copyright MyCorp © 2017 | Бесплатный хостинг uCoz