Наряд алешенской невесты. Лобазня.
В современный век стремительного технического прогресса человеку нужна какая-то опора, которая позволит ему не затеряться в мире информации, сохранить самобытность. Не случайно мы всё чаще обращаем свой взор в прошлое, возвращаемся к своим корням, к истокам. Такими точками соприкосновения с живой историей являются обычаи и традиции, которые свято соблюдались нашими предками и были несколько забыты в советский период.
Ещё в 20-е годы прошедшего века на Рождество в деревнях ходили колядовать и славить Христа. На Масленицу песни пели и с горок катались. На Сороки — пекли жаворонков и кричали весенние заклички. На Троицу жарили яишню и ходили в рощу завивать берёзу, а в некоторых деревнях «хоронили кукушку» - фигурку из растения с поэтическим названием - заря. На Красную горку катали с горы крашеные яйца. На Ивана Купалу всех обливали водой, а в Петров день водили хороводы, раскидывали поленницы и в шутку мазали окна глиной. А кое-где и хоронили мух на Сёмин день.
Сегодня некоторые из этих традиций возрождаются, другие остаются в забвении. Мы решили вспомнить и рассказать, как у нас в деревне Алешня «убирали» к свадьбе невесту.
Расположена Алешня в живописном месте, сплошь изрезанном холмами и оврагами, садами и перелесками. Сейчас в ней едва насчитаешь с десяток дворов, а лет сто назад это была деревня в несколько улиц.
Вот так выглядела невеста. На ней традиционный сарафан и рукова. Рукова, или, как ещё называли этот вид одежды, кохта представляет собой короткую рубашку длиной до линии талии с широкими, богато декорированными рукавами. Местное название рукова подчёркивает, что эта одежда была не основной нательной, а лишь частью костюма, надеваемой поверх рубахи.
Украшению рукавов этого изделия уделяли большое внимание, ведь именно эта деталь придавала особый колорит всему наряду. Одни мастерицы вышивали их крестиком: по белому холсту шли красно-черные узоры. Другие мастерицы узоры выбирали на стану. Такие рукова называли выборчатыми. Спереди сарафан всегда прикрывался передником - занавеской или фартуком (как говорили здесь – хвартуком). Фартуки повязывали над грудью и украшали ткачеством и вышивкой перевить.
Праздничный наряд дополнялся бисерными нагрудными и шейными украшениями. Жерёлок - это бисерная сетка, прикреплённая к матерчатой основе, называемой здесь ошеек, ошейник. Снизки - бусы из нескольких бисерных нитей, одевавшиеся поверх жерёлка.
Но главное украшение составлял головной убор, который у нас назывался лобазня или бровка. Он представлял собой сложное и достаточно громоздкое сооружение. Многочисленные помпоны из цветных шерстяных ниток, бисер, блёстки, перья и пух птицы украшали голову женщины, создавая яркий акцент всего костюма. Для того чтобы правильно надеть этот убор, требуется определённая сноровка. Женщины, носившие лобазню в молодости, рассказывают, как они ходили к подружкам, чтобы те помогли ровно закрепить части убора, ведь зеркала в деревне были редкостью.
Как и многие головные уборы, сохранившие архаичную форму, лобазня состоит из нескольких частей, последовательно надеваемых на голову. Каждая из частей в отдельности не представляет собой законченной вещи. Наслаиваясь друг на друга, закрывая необработанные края и стыки, эти детали составляют единое целое лишь на голове.