Вторник, 25.07.2017, 15:28Главная | Регистрация | Вход

Вход на сайт

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обычаи и традиции Болховской земли

Наряд алешенской невесты. Лобазня.

     В современный век стремительного технического прогресса человеку нужна какая-то опора, которая позволит ему не затеряться в мире информации, сохранить самобытность. Не случайно  мы всё чаще обращаем свой взор в прошлое, возвращаемся к своим корням, к истокам. Такими точками соприкосновения с живой историей являются обычаи и традиции, которые свято соблюдались нашими предками и были несколько забыты в советский период.
     Ещё в 20-е годы прошедшего века на Рождество в деревнях ходили колядовать и славить Христа. На Масленицу песни пели и с горок катались. На Сороки — пекли жаворонков и кричали весенние заклички. На Троицу жарили яишню и ходили в рощу завивать берёзу, а в некоторых деревнях «хоронили кукушку» - фигурку из растения с поэтическим названием - заря. На Красную горку катали с горы крашеные яйца. На Ивана Купалу всех обливали водой, а в Петров день водили хороводы,   раскидывали поленницы и в шутку мазали окна глиной. А кое-где и хоронили мух на Сёмин день.

    Сегодня некоторые из этих традиций возрождаются, другие остаются в забвении. Мы решили вспомнить и рассказать, как у нас в деревне Алешня «убирали»  к свадьбе невесту.
   Расположена Алешня в живописном месте, сплошь изрезанном холмами и оврагами, садами и перелесками. Сейчас в ней едва насчитаешь с десяток дворов, а лет сто назад это была деревня в несколько улиц.
    Вот так выглядела невеста. На ней традиционный сарафан и рукова.  Рукова, или, как ещё называли этот вид одежды, кохта  представляет собой короткую рубашку длиной до линии талии с широкими, богато декорированными рукавами.     Местное название рукова подчёркивает, что эта одежда была не основной нательной, а лишь частью костюма, надеваемой поверх рубахи.         Украшению рукавов этого изделия уделяли большое внимание, ведь именно эта деталь придавала особый колорит всему наряду. Одни мастерицы вышивали их крестиком: по белому холсту шли красно-черные узоры. Другие мастерицы узоры выбирали на стану. Такие рукова называли выборчатыми. Спереди сарафан всегда прикрывался передником - занавеской или фартуком (как говорили здесь – хвартуком). Фартуки повязывали над грудью и украшали ткачеством и вышивкой перевить.
    Праздничный наряд дополнялся бисерными нагрудными и шейными украшениями. Жерёлок - это бисерная сетка, прикреплённая к матерчатой основе, называемой здесь ошеек, ошейник. Снизки - бусы из нескольких бисерных нитей, одевавшиеся поверх жерёлка.
   Но главное украшение составлял головной убор, который у нас назывался лобазня или бровка. Он представлял собой сложное и достаточно громоздкое сооружение. Многочисленные помпоны из цветных шерстяных ниток, бисер, блёстки, перья и пух птицы украшали голову женщины, создавая яркий акцент всего костюма. Для того чтобы правильно надеть этот убор, требуется определённая сноровка. Женщины, носившие лобазню в молодости, рассказывают, как они ходили к подружкам, чтобы те помогли ровно закрепить части убора, ведь зеркала в деревне были редкостью.
      Как и многие головные уборы, сохранившие архаичную форму, лобазня состоит из нескольких частей, последовательно надеваемых на голову. Каждая из частей в отдельности не представляет собой законченной вещи. Наслаиваясь друг на друга, закрывая необработанные края и стыки, эти детали составляют единое целое лишь на голове.

Прежде чем надевать первую деталь убора, женщина делала причёску, называемую косы. Волосы, заплетённые в две косы, укладываются вокруг головы. Эта причёска поддерживает форму, необходимую для закрепления других частей убора.
Волосы прикрываются шапочкой, украшенной растительным узором, называемой в Алешне кичкой.

Поверх кички крепятся другие части убора:  пушки, гуринки, или поцацуры , а затем массивный бисерный позатыльник или позатылень.

Спереди надевались височные украшения – песики, а поверх височных деталей – налобник, украшенный бисером и блёстками.
Сзади, поверх позатыльника крепятся ленты, в местном произношении - ленды.
И, наконец, сверху надевается основная деталь этого убора - лобазня, которая и дала название всему головному убору.
В названии “лобазня” слышится и «лабаз» и «лоб». Может быть потому, что в лабазах Бог знает чего только не складировали, да и на лбу столько всего надето, что он буквально трещит от тяжести.
Предназначалась лобазня для невесты, причем у каждой женщины, которая готовилась к замужеству, свадебный убор был готов заранее. Такой красивый и сложный в изготовлении убор жаль было навсегда запрятать в сундук, и его разрешалось носить по большим праздникам молодым замужним женщинам до рождения первого ребёнка. После рождения ребёнка женщина надевала махры – головной убор попроще, поскромнее.
Вот такие они – алешенские красавицы!

 

Copyright MyCorp © 2017 | Бесплатный хостинг uCoz